Средства общения в сети Интернет. Назначение электронной почты. Элементы электронного письма. Сетевой этикет и меры безопасности при переписке.
Информация может передаваться с помощью различных электронных средств, например телефона, радио, телевидения. Под электронной коммуникацией понимают общение с помощью электронных средств. На современном этапе развития электронных коммуникаций ключевую роль стали играть компьютерные сети.
Передача и прием информации в компьютерной сети могут происходить различными способами. Различают два режима обмена сообщениями.
В первом случае передача и прием сообщений разделены во времени. В этом режиме осуществляются, например, отправка и получение писем по электронной почте.
Во втором случае общение происходит в режиме реального времени. Общение в этом режиме обеспечивают средства мгновенного обмена сообщениями — программы-месенджеры (от англ. messenger — связной, курьер). Такие программы позволяют обмениваться через компьютерные сети текстовыми, голосовыми и даже видеосообщениями. Наиболее популярные месенджеры — NetMeeting, Skype, ICQ. Одной из наиболее популярных программ интернет-общения является Skype. Эта программа позволяет в режиме реального времени вести диалог с помощью текстовых сообщений, пересылать файлы, осуществлять голосовое и видеообщение (интернет-телефония), вести телеконференции.
Популярными средствами общения в сети являются блоги, форумы, чаты.
Блог - сетевой дневник, или журнал событий.Блог представляет собой сайт или раздел, содержимое которого представлено в виде небольших заметок или записей и оперативно обновляется. Материалы блога создает автор или группа автором по определённой тематике или интересам.
Отличительная особенность блога состоит в том, что записи в нем могут комментироваться всеми, кто зарегистрируется и получит соответствующие права доступа.
Блоги обычно размещают на специально отведенных сервисных сайтах. На таких сайтах может зарегистрироваться и начать вести свой блог любой пользователь. Записи в блоге создаются в интерактивном режиме и впоследствии могут редактироваться его владельцем
В настоящее время блоги начинают широко использоваться в обучении, например, в качестве журналов для записи и обсуждения проделанной за определенный период работы. Микроблог, или твиттер (от англ. tweet — щебетать, болтать), представляет собой сервис, позволяющий отправлять короткие текстовые заметки (до 140 символов), используя веб-интерфейс, SMS, службы мгновенных сообщений или программы-месенджеры.
Форум (веб-форум) — это специальное пространство сайта или целый сайт для публичного обмена сообщениями между посетителями.
Форумы по своему назначению напоминают блоги. Однако в отличие от них в основу структуры форума положены тематические линии (ветки). При этом первое сообщение задает тематику всей ветки (тему для обсуждения), затем идут комментарии к теме обсуждения. Для участия в форуме требуется регистрация, а при пользовании форумов необходимо применять правила, определенные в нем.
Чат – один из способов ведения диалога в сети. Этот вид сетевого общения похож на разговор по телефону, но пользователи не говорят в трубку, а набирают на вопросы и ответы на компьтере. В чатах можно выбирать тематичекий канал для общения с учетом своих интересов.
Электронная почта построена по принципу клиент-сервер. Это означает, что на отдельный компьютер в сети устанавливают серверную часть программы электронной почты. Этот компьютер называют почтовым сервером. Он, подобно обычному почтовому отделению, обеспечивает прием, хранение и передачу писем, только в электронном виде. Клиентом же называется программа, расположенная на любом компьютере, который обращается к серверу и забирает оттуда почту.
В Интернете письмо доставляется адресату через цепочку промежуточных почтовых серверов. Механизм передачи почты следующий:
КЛИЕНТ ОТПРАВИТЕЛЯ -> СЕРВЕР 1 -> СЕРВЕР 2 -> ... -> СЕРВЕР N -> КЛИЕНТ ПОЛУЧАТЕЛЯ.
Основные функции почтового сервера: создание и ведение почтовых ящиков, взаимодействие с клиентами (прием и передача писем), взаимодействие с другими серверами.
Сервер функционирует без перерывов и выходных. Пользователь может подключиться к нему в любое время, забрать и отправить письма. Для хранения писем разных типов на сервере заведены специальные папки Входящие, Отправленные, Корзина.
В папке Входящие хранятся файлы полученной почтовой корреспонденции. Содержание папки пополняется после обращения к почтовому ящику с запросом новой почты. Папка Отправленные хранит отправленные письма, а папка Корзина содержит удаленные письма перед их окончательным удалением.
Чтобы письмо попало в конкретный почтовый ящик, на сервере заведены учетные записи на всех пользователей данного сервера. Обязательная часть такой записи — учетное имя, которое является названием почтового ящика.
Например, для учащегося средней школы № 27 г. Гомеля Ивана Иванова заведен почтовый ящик с именем Ivan Ivanov. Адрес электронной почты в данном случае будет выглядеть так:
Кому Куда
Адрес состоит из двух частей: «Кому» и «Куда». Разделяются они значком @, который обозначает предлог at. Адрес можно прочесть так: почтовый ящик Ивана Иванова находится по адресу school27.gomel.by.
Часть «Куда» является доменным адресом. Он состоит из доменов разного уровня. Уровни считают справа налево: by (Беларусь) — домен первого уровня, gomel (Гомель) — домен второго уровня, school_27 (школа № 27) — домен третьего уровня.
«Учетное имя», «имя пользователя», «идентификатор пользователя», «имя почтового ящика», «логин», «username» — все эти термины являются синонимами. Они обозначают имя, которое будет использовать человек при входе на почтовый сервер. Такое имя состоит из любых латинских букв и может разделяться некоторыми знаками, например точкой или нижним подчеркиванием. Его вид может быть самым разнообразным. Чаще всего используют личные данные: фамилию, имя, отчество. Например:
Ivan Ivanov I Ivanov I.Ivanov
Ivanovl Ivanovl Ivanov. Ivan
К своему почтовому ящику пользователь может обратиться с помощью программы-клиента. Почтовым клиентом называется программа, позволяющая работать с электронной почтой — получать, читать, составлять, отправлять и хранить письма. Выделяют два способа взаимодействия с сервером и соответственно два типа почтовых клиентов.
В первом случае компьютер пользователя соединяется с компьютером поставщика услуг. После установки соединения почтовый клиент принимает и отправляет почту. Такое взаимодействие называют удаленным. Для него подходят программы-клиенты, устанавливаемые на удаленных компьютерах. Наиболее популярные программы: Microsoft Outlook Express — поставляется вместе с операционной системой; Microsoft Outlook — входит в состав офисного пакета Microsoft Office; и независимые программы: The Bat!, Eudora, Mozilla Thunderbird.
Во втором случае пользователь подключается к Интернету и работает со своим почтовым ящиком, как с обычной веб-страницей, т. е. получатель читает почту прямо с сервера через сайт в Интернете. Такой способ называют онлайн-взаимодействием. Этот способ позволяет человеку с любого компьютера любого города посещать сайт, где зарегистрирован его почтовый ящик.
Интерфейс почтового клиента зависит от способа взаимодействия и используемой программы. Заголовок окна, меню и панель инструментов различных почтовых программ похожи на аналогичные элементы других программ Windows или браузеров. Внешний вид, состав сервисов или другие элементы программ могут отличаться в зависимости от настроек. Но основные элементы остаются неизменными.
Перечислим наиболее часто используемые операции программ-клиентов: прочитать письмо, написать новое, ответить, переслать. При работе с помощью удаленного взаимодействия добавляются операции: получить и отправить почту.
Элементы электронного письма:
Сообщение электронной почты состоит из двух разделов: заголовка сообщения и основного раздела. Заголовок имеет поля: Кому, Копия, Тема, Информация о наличии вложенных файлов.
Основной раздел сообщения обычно содержит: обращение, текст сообщения и подпись. Следует осмысленно подписывать свои письма. Можно использовать автоматически создаваемую подпись, содержащую некоторую информацию об авторе письма: полное имя, контактную информацию.
Сетевой этикет и меры безопасности при переписке:
Сетевой этикет — понятие, возникшее с появлением электронной почты. В самом общем виде оно объединяет правила поведения, общения в Интернете, оформления писем в электронной почте. Правила сетевого этикета просты и похожи на правила поведения в реальной жизни.
Приведем небольшую памятку о правилах поведения при пользовании электронной почтой.
1. При подготовке сообщений заполняйте все поля заголовка.
2. При составлении ответа на письмо цитируйте некоторые его отрывки. Это поможет адресату вспомнить, о чем он писал.
3. Обязательно отвечайте на личные письма. Хотя бы сообщите, что письмо получено.
4. Не пишите все письмо ПРОПИСНЫМИ буквами. Такая запись воспринимается как крик. К тому же такой текст плохо читается.
5. Архивируйте файлы, которые отправляются как вложение. Тогда адресат быстрее загрузит их.
6. Соблюдайте правила вежливости. Помните, что Вы говорите с человеком. Избегайте отсылки писем, составленных под влиянием эмоций.
7. В личной переписке можно использовать смайлики, обозначающие эмоции.
Памятка по обеспечению безопасности во время работы с электронной почтой:
1. Регистрируя почтовый ящик, придумывайте сложные пароли и секретные вопросы. Часто меняйте пароль.
2. Никогда не отвечайте на сообщение из неизвестного источника.
3. Никогда не отвечайте на письма с просьбой или требованием прислать на указанный в письме адрес свой логин и пароль.
4. Вводите пароли вручную. Если Вы разрешите Сохранить пароль, он будет храниться на диске вашего компьютера в файле со стандартным расширением и может быть украден путем получения доступа к диску.
5. После работы на чужом компьютере вручную очистите информацию, которую браузер автоматически сохраняет на диске. Очистить следует «Историю», «кэш» и «Автозаполнение» браузера, после чего надо закрыть все окна. В Internet Еxplorer 'nj выполняется так:
Сервис — Свойства обозревателя Журнал— Общие — Очистить;
Сервис — Свойства обозревателя > Временные файлы Интернета —Удалить.
6. Не включайте в письмо очень личную ииформацию, например пароли.
7. Никогда не отправляйте исполняемые файлы, например с расширениями .exe, .com, .bat. Так распространяются опасные вирусы. Если все же необходимо переслать такой файл, то заархивируйте его.
8. Перед загрузкой писем из ящика просматривайте их список через веб-интерфейс почтового сервиса и удаляйте письма, содержащие вирусы и спам.
9. Используйте антивирусные программы, проверяя ими все вложения в присылаемых вам письмах.
10. Зарегистрируйте несколько почтовых ящиков. Один для доверенных людей, другой — для всех остальных.
Комментариев нет:
Отправить комментарий