Билет 1


Информация. Виды информации, носители информации.



Информацию мы начинаем получать с раннего детства. Получая информацию, маленькие дети учатся понимать, говорить, играть. Когда мы становимся старше и идем в школу, мы начинаем учиться писать, читать и считать, обрабатывая различную информацию.


Трудно даже на секунду представить себе, что человек лишился привычной для него информации: новостей по телевидению либо радио; сведений из книг, газет, журналов и сети Интернет; разговоров по телефону, бесед с друзьями и родственниками.



Информация – это сведения о предметах, событиях, явлениях и процессах окружающего мира, представления, суждения и фантазии людей.


Моряки для передачи сведений (информации) используют различные комбинации флажков, связисты — азбуку Морзе, военные — сигнальные ракеты, люди с нарушением слуха — язык жестов.
Сведения о людях хранятся в документах, удостоверяющих их личность: паспортах, водительских удостоверениях. Отпечатки пальцев человека несут информацию, с помощью которой его можно идентифицировать.

Информацией обмениваются люди, объекты живой природы, технические устройства.
Приемник – объект, который получает информацию.
Источник – объект, который передает информацию.


Человек воспринимает информацию с помощью органов чувств. В связи с этим различают виды информации по способам восприятия:

  1. Визуальная (зрительная) – информация о цвете, размере,  форме, объеме, расположении объектов
  2. Звуковая  - информация о звуке, его тембре, силе высоте.
  3. Тактильная (осязательная) – информация о температуре предмета, о характкре поверхности, о материале.
  4. Вкусовая – информация о вкусе пищи (горькая, сладкая, кислая, соленая)
  5. Обонятельная  - информация о запахах

Глаза (орган зрения) позволяют человеку воспри­нимать форму, размер и цвет предметов, отслежи­вать перемещение объектов. Художники, например, различают десятки различных оттенков цвета, что помогает им при создании картин.
Уши (орган слуха) дают возможность человеку воспринимать звуки: речь, музыку, пение птиц, шум моря, телефонные звонки. Известно, например, что великий скрипач Никколо Паганини слышал на рас­стоянии более 10 метров переговаривающихся шепо­том людей.
Информацию о запахах человек получает с помо­щью носа (органа обоняния). Человек может различать запахи, например, полыни, сирени, яблока и др. Мно­гие запахи усиливают восприятие человеком окружа­ющего мира. Например, запах бергамотного масла обо­стряет зрительные ощущения, а запах герани — слух.
С помощью языка (органа вкуса) человек может определить вкус пищи: горькая или кислая, сладкая или соленая. Найдены, например, древнейшие записи о том, что повара Древнего Рима по вкусу рыбы опре­деляли, в каком месте реки Тибр она была поймана.
На ощупь с помощью органов осязания человек может определить характер поверхности предмета: гладкая или шершавая, мокрая или сухая. Люди в темноте не могут определить цвет предметов. Но если один из них сделан из резины, а другой — из стекла, то человек в темноте может это различить.
Получение информации важно не только для людей, но и для растений и животных.
Растения получают различную информацию из окружающей среды. Например, в зависимости от тем­пературы и влажности воздуха и почвы, протяженности светового дня ускоряется или замедляется их рост.
Среди многих звуков в лесу: шума деревьев, шелеста травы, криков птиц — животные безошибочно выделяют нужные им сигналы и определяют их источники.
Собаки спасательных служб благодаря обонянию находят людей под снегом. Они чувствуют их запах, но хуже воспринимают запахи трав и цветов.
В повседневной жизни мы встречаемся с различными формами представления информации. 
По форме представления информацию можно разделить на следующие виды: текстовая, графическая, звуковая, комбинированная.
Текстовая (алфавитно-цифровая) информация записывается с помощью букв, цифр, знаков.
Запись информации с помощью текста выполняется на разных языках (сентябрь — слово, записанное на русском языке, верасень — на белорусском, September на английском). С помощью цифр и арифметических знаков записываются математические выражения (15 — число, записанное арабскими цифрами, XV римскими, 125 : 5 - 10 = 15 — в виде арифметического выражения).
Графическая (визуальная) информация может быть представлена в виде фотографий, картин, рисунков, которые не содержат текста.
К звуковой информации (аудиоинформации) относятся музыка, речь, шум.
Комбинированная (смешанная) информация представляет собой сочетание нескольких ее видов. Наглядным примером комбинированной информации является сочетание текстовой и графической информации на географических картах.
Примером смешанной информации является также видеоинформация (от лат. video — смотрю, вижу). Под видеоинформацией, прежде всего, понимают одновременное воспроизведение визуальной и аудиоинформации. Примером использования видеоинфор­мации является просмотр видеороликов и фильмов на компьютере.

Объекты живой и неживой природы обладают способностью передавать, получать, хранить и обрабатывать информацию.
Процессы передачи, хранения, поиска и обработки информации называют информационными процессами.
Процесс передачи информации всегда предпола­гает наличие источника и получателя (приемника) информации.
Источниками информации являются различные объекты и процессы: люди, животные, растения, планеты, технические устройства, научные экспери­менты, явления природы. Например, густой дым в лесу может быть источником информации о том, что начался пожар.
Специальные датчики, расположенные в сейсмо-опасном районе, фиксируют изменение обстановки окружающей среды и являются для человека источ­ником информации о возможном землетрясении.
Источником информации является движение пчел, которые таким образом передают соседкам по улью, куда необходимо лететь за нектаром.
В Индии встречаются целые заросли мимозы стыдливой (mimosa pudica). Когда первые капли дож­дя попадают на одно из растений, все остальные сво­рачивают свои листья, спасаясь от тропического дож­дя, так как сигнал о его начале передается другим.
Люди, животные, растения могут быть и приемника­ми информации. Например, приемниками информации являются ученики, слушающие объяснение учителя.
Каждый человек в зависимости от ситуации мо­жет выступать в роли источника или приемника. Ученик, работающий над сочинением, является ис­точником информации, а учитель, проверяющий это сочинение, — приемником информации.
Важнейшим информационным процессом явля­ется хранение информации. Для хранения информа­ции используются носители информации.
Носитель информации  - это материал или изделие, которое служит для хранения информации. Носителем информации также является человеческая память.



Носителями информации являются: человек, животные, растения, планеты, камни, книги, газеты, рисунки, киноленты и многое другое.
С начала своего существования человек сохранял важные сведения лишь в собственной биологической памяти (мозге). Затем для хранения информации он начал использовать зарубки на деревьях, чтобы не заблудиться во время охоты, узелки или камешки для счета предметов.
Потребность запоминать все больший объем информации привела к возникновению письменности. Для записи информации стали использовать папи­рус, глиняные дощечки, бересту.
С появлением книгопечатания носителями информации стали книги, затем газеты и журналы.
Носителями информации могут быть объекты неживой природы. Например, с помощью спутников и планетоходов человек смог определить многие свойства планет Солнечной системы, состав веществ, кото­рые на них находятся, состояние окружающей среды.
Носителем информации в растительном мире может служить ствол дерева, информация в котором хранится в виде колец. По ним можно определить не только возраст дерева, но и то, какими были отдельные годы — засушливыми или дождливыми.
Если человеку необходимо найти интересующие его сведения, то он организует поиск информации. Искать нужную информацию можно различными способами: читать энциклопедии, словари, журналы и газеты, просматривать телевизионные передачи, обращаться к библиотечным каталогам и компью­терной сети Интернет.
Обработка информации подразумевает изменение ее формы представления или содержания.
Например, человек, который увидел и запомнил какой-либо предмет, может впоследствии описать его устно или письменно. Он обработал информацию, представленную зрительно, а затем воспроизвел ее в виде звуков или в виде текста.
В процессе обработки информации может изме­няться ее содержание или появляться новая информация. Например, введенный на компьютере текст можно отредактировать: дополнить или сократить, заменить отдельные слова, а также отформатировать: изменить шрифт, цвет, начертание слов. Эти опера­ции относятся к процессу обработки информации.
С появлением компьютера широкое распространение получили носители информации, с ним связанные – долговременная память компьютера.



Комментариев нет:

Отправить комментарий